Харедим легко узнаются на улицах, их странный внешний вид и еще более странные обычаи производят разное впечатление на окружающих - от любопытства до враждебности. Благодаря закрытости их общин, бытует множество мифов опять таки от откровенно бредовых до настолько правдоподобных, что харедим и сами в них иногда верят. В-общем, я хочу немного рассказать что сам знаю об этих удивительных людях и их естественной среде обитания. Ультраортодоксы - так их обычно называют в западной прессе. Сами себя они предпочитают называть "харедим" (богобоязненные), отделяя себя таким образом от более "умеренных" иудеев; светские израильтяне часто называют их "датим" (религиозные); русскоязычные коверкают это в "датишные" или на идишский манер - "досы".Понятие харедим на самом деле является собирательным для множества различных групп и течений ортодоксальногог иудаизма, порой отличающихся друг от друга как небо и земля, имеющие как политические так и религиозные разногласия, иногда доходящие вплоть до открытой вражды. Я не вижу смысла перечислять все эти группы, интересующиеся могут посмотреть на Википедии или еще где-нибудь. Основные вектора различий таковы:Хасиды - миснагиды - противоречия возникли в 18 веке в восточной Европе. Основной смысл в том, что хасиды в религиозных вопросах больше полагаются на авторитет лидера общины, а миснагиды - на собственные знания. Сионисты - антисионисты. Тут как бы все понятно, первые поддерживают государство Израиль, вторые выступают против него. На самом деле современным Израилем так или иначе недовольны все харедим, но к этой теме я еще вернусь позже. Ашкеназы и сефарды. Первые - выходцы из центральной и восточной Европы, вторые - из северной Африки и ближнего Востока. Одно из наиболее заметных противоречий между ними заключается в отношении к Холокосту: сефардов катастрофа коснулась очень мало, поэтому они не делают из этого такой уж драмы, а кое-кто и вовсе считает что ашкеназы получили по заслугам. В пределах этих векторов существует еще миллион более мелких различий в традициях, обычаях и отношении ко внешнему миру, что препятствует полному враимопониманию. Харедим однако способны к объединению против любого общего врага, угрожающего их образу жизни как таковому.Собственно, в харедимном образе жизни ничего такого необычного нет. Нет никакой романтики типа колдовства, крови младенцев, отравления колодцев итп. Есть просто дотошное исполнение религиозных заповедей и постоянная учеба с самого раннего детства и до самой глубокой старости. В заповедях тоже нет ничего такого особенного - в большинстве своем это всем хорошо знакомые и даже как бы сами собой разумеющиеся: не убивать, не красть, помогать ближнему итп., но есть и некоторые бросающиеся в глаза особенности.Шабат (иначе шабес или просто суббота) это седьмой день еврейской недели - день отдыха, в который запрещена любая работа. В-принципе, в том или ином виде шабат соблюдает основная масса населения Земли, только некоторые делают это в во
Харедим и их образ жизни
Германия, Европа, путешествия, велосипеды и немного всякой всячины
Дневник наблюдений
Дневник наблюдений - Харедим и их образ жизни
Комментариев нет:
Отправить комментарий